Цель бюджетирования: планирование или контроль?


Часто термин «бюджет» в сознании многих менеджеров вызывает представление о неточных прогнозах, на которые потрачены большие усилия, но которые, однако, никогда точно не достигаются, особенно при большой детализации; перерасход которых требует объяснений.


Такое отношение к бюджету не учитывает важные управленческие цели, которых бюджетирование может помочь достичь.


Руководители (особенно малых предприятий) должны понимать какие цели они преследуют при составлении бюджетов. Бюджеты с широкой точки зрения имеют две основные функции: планирование и контроль. И руководители должны решить, какая функция для них важнее. Можно предположить, что крупные компании, обеспокоенные оперативной эффективностью, должны сосредоточиться на функции контроля, а небольшие и инновационные компании должны больше уделять внимание аспектам планирования.


Рассмотрите два варианта планирования расходов в бюджете:

Сумма в бюджете Фактическая сумма

Бюджет 1 1000 950

Бюджет 2 750 850

А что если спросить менеджеров «Какой бюджет лучше», предполагая, что в обоих случаях менеджер выполняет задачу вовремя, что конечным результатом является то же качество, та же производительность и та же удовлетворенность клиентов, и что у менеджера не развиваются язвы в процесс внедрения?


Обычно большинство выбирают бюджет 2, т.к. результаты одинаковые. Меньшинство выделяет бюджет 1, который кажется им «самым разумным».


Однако когда мы уточняем «какой бюджет лучше для планирования кредитной линии в банке?» - выбор менеджеров практически всегда один – бюджет 1.

А когда мы спрашиваем «Что будет лучше всего для мотивации менеджеров наиболее эффективно потратить денежные средства?», большинство выбирает бюджет 2.


Такой пример показывает, что бюджеты могут использоваться как для планирования (номер 1), так и для контроля (номер 2).


Иногда компания использует два сценария бюджета: один для мотивации эффективности, и более «реалистичный» бюджет с планированием ожидаемых продаж. Однако чаще всего компании используют один и тот же бюджет для обеих целей. Причем крупные компании, как правило, используют бюджеты в основном для контроля, а более мелкие компании используют их в основном как инструменты планирования.


Но независимо от того, используется ли бюджет для планирования или контроля, бюджет - это больше, чем прогноз, больше чем просто предсказание будущего. Бюджет предполагает нацеленность всех участников процесса достигнуть результат, который заложен в бюджете.


С точки зрения планирования бюджет - это клей, который соединяет различные части организации. Он гармонизирует стратегию предприятия с его организационной структурой, ее менеджментом и персоналом, с задачами, которые необходимо выполнить для реализации стратегии.


Когда бюджет сделан качественно, он переводит стратегические планы организации в ориентированные на конкретный период времени оперативные руководства.


Автор: Сергей Смирнов

По мотивам статьи в Harvard Business Review

Budget Choice: Planning Versus Control Neil C. Churchill



Сергей Смирнов - финансовый эксперт

20 летний опыт построения систем  управления финансами

  • Круглая иконка Facebook черного цвета
  • Круглая иконка Google+ черного цвета
  • Круглая иконка Tumblr черного цвета
Поиск по ключевым словам
Тегов пока нет.